Ваш подросток стоит на пороге выбора будущей профессии?
Это интересный момент в его жизни, и в то же время, как и любой выбор, приносящий волнения, сомнения, переживания и для подростка, и для родителей.
Ваша задача: грамотно помочь сыну/дочери в этом ответственном деле, ведь выбор должен быть не только осознанным, но и соответствовать интересам и способностям подростка.
Почему подростку нужна ваша помощь?
Большинство подростков в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно и многие испытывают страх перед необходимостью принятия решения и это естественно, так как вопрос очень важный и принятое решение повлияет на дальнейшую жизнь. Поэтому, учащемуся очень важно ощущать поддержку и сопричастность со стороны близких, он должен знать, что в любой момент может обратиться к вам за помощью. Но не стоит полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность. Мы должны помочь им в этом сложном деле, но не осуществлять выбор за них.
Выбор профессии можно считать правильным, если соблюдаются следующие критерии:
Во-первых, подросток должен обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.
Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.
Выполните совместно с Вашим подростком несколько шагов на пути к выбору будущей профессии
1 Шаг. Составьте вместе таблицу профессиональных предпочтений:
1) Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите подростку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа.
2) Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.).
3) Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся подростку наиболее привлекательными.
4) Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус.
5) Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности подростку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
2 Шаг. Помогите сориентироваться вашему подростку в конкретной социальноэкономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.)
Принцип «Больше информации»: Активно (вместе с подростком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях подросток находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
3 Шаг. С пониманием относитесь, когда подросток говорит «я хочу быть…» и разумно оценивайте, что он может и что надо в данных обстоятельствах
Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем, очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать «киповцем» (инженером КИПиА) , но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например, заявляют: «Хочу быть начальником!» Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. Можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваш сын/дочь подумывает, не выбрать ли ему рабочую специальность, и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим подростком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.
4 Шаг. Помогите вашему подростку определить задачи и цели для осуществления намеченного маршрута.
Если подросток только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
5 Шаг. При выборе профессии важно учесть не только связанный с ней образ жизни но и подходящий вид деятельности.
1) Принцип « От слов - к делу!» Не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если подростка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «прорепетировать» ее в профильном кружке. Задача в приобретении начального профессионального опыта, в оценке специальности «изнутри».
2) Полезно предложить подростку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
3) На экскурсию! Неплохо сводить подростка на «день открытых дверей» профессионального учебного заведения - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерного значения - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш подросток захочет провести свои учебные годы. Задача - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».
4) Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего, познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, для сварщика не менее важны аналитическое мышление, внимательность, исполнительность, дисциплинированность, работоспособность, физическая выносливость, уравновешенность, обучаемость.
6 Шаг. Не бояться поиска, риска. Помогите своему подростку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Обсуждайте альтернативы! Говоря с подростком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у подростка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать программистом?»
7 Шаг. Помогите подростку осознать трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям
8 Шаг. Вместе с подростком спланируйте пути и средства преодоления этих трудностей
Таким образом, выбор профессии – это важный шаг в жизни подростка, в то же время сложный, но интересный процесс, включающий в себя разные аспекты, которые необходимо учесть. Необходимо помнить о том, что выбор профессии часто вызывает серьезные сомнения и трудности у подростков, т.к. в 14-16 лет они психологически еще не готовы сделать выбор самостоятельно. Потому нуждаются в помощи взрослых. При этом следует понимать, что если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и воспринимать дальнейшую учебу и освоение профессии он будет как скучную и тягостную обязанность. Поэтому важно: не сняв полностью ответственность за совершаемый выбор с подростка сделать так, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил.
Если вам нужна помощь в профессиональном определении вашего подростка, Вы можете зайти на республиканский веб-сайт https://www.abiturient.by/ и пройти тестирование на страничке «Профориентационные тесты для правильного выбора специальности».